В практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы (это расстройства аутистического спектра (РАС), сидром детского аутизма). По официальной статистике более 1% детей в мире имеют диагноз аутизм.
Аутизм (от греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введенный Э. Блейером (швейцарским психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (аутизм может являться способом психологической защиты).
Таким образом, термин обозначает психические нарушения, связанные со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем и желаний, проявляемых как попытки избежать любых контактов, как отсутствие потребности в совместной деятельности. Понятие «аутизм» стало использоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.
Дети с аутизмом обладают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкальную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно.
Поэтому, в силу имеющихся особенностей детей с аутизмом (реакция на сенсорные раздражители, нарушение пространственной ориентации, чувствительность, своеобразие памяти, нарушение психического развития, речевые расстройства и др.), организация их обучения должна проводиться с учетом тщательного выбора образовательных методов, приемов и форм в зависимости от конкретных обстоятельств и условий протекания учебного процесса.
Продолжительность обучения:
• Бесплатное обучение (самообразование) – базовая часть (3 дня). Базовая часть представляет собой ознакомительный материал и по своему охвату не является всеобъемлющей.
• Для углубленного изучения вопроса рекомендуем выбрать обучение по программам повышения квалификации (от 2 до 3 недель в зависимости от выбранного курса: изучение учебного материала, выполнение зачётного задания).
Темы для повышения квалификации:
«Инклюзивное образование: особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (удостоверение, 72 часа)
«Инклюзивное образование: особенности обучения детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования» (удостоверение, 108 часов)
«Инклюзивное образование: особенности обучения студентов с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях» (удостоверение, 108 часов)
«Инклюзивное образование: особенности обучения детей с ОВЗ в начальной школе» (удостоверение, 108 часов)
«Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» (удостоверение, 108 часов)